Сегодня предлагаю Вам обсудить достаточно волнующую для многих родителей тему. Она звучит следующим образом:
« Методы убеждения подростков »
В самом начале хочется напомнить слова замечательного педагога Амонашвили: «Начнешь с горою говорить – услышишь только эхо, не поленишься злак зарыть – пожнешь зерно успеха».
В силу самых разнообразных жизненных обстоятельств многие родители или люди более старшего возраста испытывают затруднения в общении с молодым поколением. Это не говоря уже о том, чтобы заставить или убедить выполнять или прислушаться к тем советам, предложениям, которые исходят от более опытной и умудренной жизнью стороны. Прислушайтесь с нижеследующими советами и попробуйте выстроить ваше общение, но уже по другим канонам.
1. Метод противоречий, основанный на выявлении противоречивости и доводах убеждаемого и на проверке собственных аргументов на непротиворечивость, с целью предотвратить контрнаступление. Пример, считаешь ли ты, что необходимо с уважением относиться к окружающим? Можно ли расценивать поведение как проявление уважения к окружающим? Как тогда его можно объяснить? «Ты должен слушать учителя, потому что он умней» – противоречивое убеждение. Может последовать: «Не всякий и не во всем».
2. Метод «извлечения выводов»: аргументы излагаются не сразу, сначала необходимо добиться согласие на каждом этапе. Пример, считаешь ли ты, что урок должен содействовать повышению уровня знаний учащихся? Согласен ли ты, что прежде чем переработать информацию, то есть подумать над ней, запомнить, нужно с начало ее получить? Какие способы восприятия информации существуют? ( Имеется в виду ответ:«Основные – зрение и слух – при условии определенной концентрации внимания».) Можно ли сделать вывод, что для успешного восприятия информации ее нужно выслушать или прочитать? Как будет выглядеть «портрет» ученика, успешно воспринимающего информацию?
3. Метод двусторонней аргументации: излагают преимущества, а потом недостатки принятого решения. Это создает впечатление непредвзятости убеждающего. Пример, давай рассмотрим сначала все трудности и недостатки того варианта, когда полностью будут соблюдаться правила поведения на уроке. Да, пропадает возможность продемонстрировать своим друзьям собственную «крутость», которая заключается в неповиновении взрослым. Может быть, будет трудно справиться с собственными желаниями… теперь давай рассмотрим преимущества. Будет формироваться такое мужское качество, как умение терпеть в трудной ситуации. Одноклассники будут относится к тебе с уважением за настойчивость в достижении цели.
4. Метод «да, но…»: используется в тех случаях, когда собеседник приводит убедительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса; сначала соглашаются с собеседником, а после некоторой паузы приводят доказательства недостатков его подхода. Пример, можно согласиться с тем, что стертые учителем из школьного компьютера файлы представляли для тебя ценность и следовало спросить твоего согласия на это. Но давай подумаем: если бы учитель пришел к тебе домой и разложил в твоем книжном шкафу антикварные издания Пушкина, вправе ли ты был бы их выбросить?
5. Метод бумеранга: собеседнику возвращают его же аргументацию, но направленную в противоположную сторону. Часто не эффективен для подростков, которые сами им хорошо владеют, «ловят» на него взрослых, заставляя их прибегать к самооправданию.Пример, согласись, что ты был не слишком вежлив на уроке. – Да, но это потому, что вы были ко мне не объективны. – Нет, я отношусь к тебе как ко всем. – Но вы потеряли мою тетрадь. – Но я дала тебе листок. И т.д.
Ваше убеждение будет более эффективным, если:
• Осуществляется на фоне малой интенсивности эмоций убеждающего; возбуждение, гнев интерпретируются как неуверенность убеждающего;
• Когда не только предлагается воля, но и рассматривается аргументация убеждающего
• Когда отсутствуют прямые заключения о неправоте убеждаемого, задевающие его самолюбие и повышающие уровень самозащиты;
• Когда отсутствуют длинные назидательские сообщения, в процессе которых собеседник выключается или начинает защищаться;
• Когда между аргументами присутствуют некоторые паузы, поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание собеседника;
Когда сам убеждаемый принимает участие в обсуждении и принятии решения, так как люди лучше перенимают взгляды, в обсуждении которых принимаю участие.