В основе воспитательной работы лежит система, которая основана на максимальном содействии развитию социально активной, нравственной, образованной личности, формированию профессиональных знаний, умений, навыков при становлении высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста, приобщению к общечеловеческим духовным и культурным ценностям, воспитанию эстетических вкусов, творческого потенциала и личности студента.
Воспитательная работа в техникуме ведется по следующим направлениям: духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, правовое, семейное воспитание и воспитание здорового образа жизни, трудовое и профессиональное воспитание.
Воспитательный процесс, организуемый коллективом техникума направлен на:
— организацию многообразной и разносторонней деятельности студентов;
— исследование важнейшей социальной организации общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности;
— формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств личности;
— формирование правильного, основанного на общественных ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, науке и культуре.
На уроках студенты познают жизнь, истину, человека. Воспитание в процессе учебной деятельности ведется по всем направлениям. При этом существуют межпредметные связи, позволяющие углублять знания студентов, закреплять их навыки и умения, привычки поведения. Например, об экологии студент говорит на таких уроках как: экология, обществознание, экологические основы безопасности автотранспорта, химии, физики, мониторинг окружающей среды и др. Формирование специалиста, человека ответственного за свое дело, стремящегося творчески относиться к решению профессиональных задач начиная на первом курсе.
Духовно-нравственное воспитание прежде всего происходит на уроках гуманитарного и социально-экономического цикла (основы философии, основы права, культура речи и русский язык, социальная психология), но также и при изучении спец. дисциплин, т.к. преподаватели прививают студентам чувства: долга, ответственности за порученное дело, гордости за свою специальность.
Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении дисциплин гуманитарного цикла: литература, русский язык, история театра, при изучении истории, обществознания, иностранного языка, физики, и на всех учебных занятиях спец. дисциплин — это умение видеть прекрасное в выбранной профессии.
Воспитание законопослушного гражданина происходит при изучении прежде всего таких дисциплин, как: основы права, правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Воспитание гражданина, патриота России – это, прежде всего, такие учебные дисциплины как: история, обществознание, литература, география.
Здоровый образ жизни и крепкая семья должны стать нормой жизни каждого человека в обществе. Этому направлению уделяется внимание в большей степени при изучении таких учебных дисциплин как: обществознание, основы экономики, экономика.
1. Документация
Воспитательная работа основывается на следующих видах документации:
— Нормативно – правовые документы:
— Конституция Российской Федерации от 25.12.1993г. (с изменениями от 30.12.2008г.);
— Закон РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от 10.07.92 N 3266-I (ред. от 18.07.2011);
— Конвенция о правах ребенка;
— Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г.);
— Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы;
— Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы» № 795 от 5 октября 2010 г.
— Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011 – 2015годы;
— Устав техникума;
— Правила внутреннего распорядка техникума;
— Правила внутреннего распорядка общежития;
— Программа воспитательной работы 2011-2015гг.
— Локальные акты:
Положение о методическом объединении классных руководителей,
Положение о Совете студенческого самоуправления,
Положение о Совете профилактики и т.д.
— Документация по планированию:
- План воспитательной работы на учебный год.
- План работы по адаптации студентов нового набора.
- План работы методического объединения классных руководителей.
- План воспитательной работы в группе классного руководителя.
- План воспитательной работы в общежитии.
- План работы Психолога.
— Документация по организации студенческого самоуправления.
- План работы студенческого самоуправления.
- План работы студенческого совета общежития.
— Документация по социальной защите студентов-сирот и студентов-инвалидов.
— Документация по пропаганде здорового образа жизни.
— Документация по работе профилактики правонарушений.
— Методические разработки внеклассных мероприятий.
— Журнал классного руководителя.
— Работа с родителями.
2. Административная структура
Документы, регламентирующие воспитательную работу в техникуме, утверждаются директором. Для оптимизации работы по направлению воспитательной деятельности в техникуме существует административная структура:
— зам. директора по воспитательной работе;
— классные руководители;
— воспитатель общежития;
— руководитель физического воспитания;
— психолог;
-социальный педагог
-педагог организатор
Должностные инструкции зам. директора по воспитательной работе и всех руководителей направлений в воспитательной деятельности регламентированы соответствующими документами.
3. Совет студенческого самоуправления
— В техникуме активно работает Совет студенческого самоуправления, который собирается один раз в месяц, а также по мере необходимости, и обсуждает актуальные проблемы, определяет круг первоочередных дел. Комиссия Совета студенческого самоуправления техникума:
— Старостат (работа студентов, ответственных за успеваемость, посещаемость);
— Спортивно-оздоровительная комиссия (работа физоргов группы);
— Креативная комиссия (работа студентов культмассового сектора и редколлегии группы);
— Комиссия по информационной работе (работа специальных корреспондентов группы).
4. Материально-техническая база для внеучебной работы.
Для эффективного использования материально-технической базы в свободное от учёбы время со студентами используется:
— актовый зал в техникуме;
— спортивный зал;
— спортивно-тренажёрный зал.
5. Отчетность воспитательного процесса.
Воспитательный процесс подробно отражается в годовом отчёте зам. директора по воспитательной работе, и в годовых отчётах классных руководителей.
Годовой отчёт зам. директора по воспитательной работе и классного руководителя состоит из следующих разделов:
— Организационные беседы, собрания, мероприятия (указывается наименование мероприятия, место проведения, группа, дата проведения, ответственные).
— Ежедневная работа:
- индивидуальные беседы со студентами,
- индивидуальная работа с родителями (телефонные звонки, вызов в техникум);
- информация о дежурстве студентов в течение года и т.п.;
- посещение общежития.
— Перспективная работа на следующий месяц.
— Количественный итог различных мероприятий.
— Рейтинг студентов по учебно — воспитательной деятельности (учитывается успеваемость, посещаемость, нарушения Устава, участие в общественной жизни техникума).
6. Участие в мероприятиях.
Студенты техникума принимают активное участие в мероприятиях различного уровня:
— Всероссийские мероприятия;
— Городские мероприятия;
— Международные мероприятия;
— Областные мероприятия;
— Региональные мероприятия;
— Посещение музеев, концертов, выставок, дискотек;
— Экологические акции;
— Мероприятия техникума;
— Спортивные мероприятия;
— Выпуск стенгазет;
— Проведение классных часов, родительских собраний.
6.1. Мероприятия техникума.
— «День знаний»
— «Посвящение в специальность»
— Игра «Старт» для первых курсов
— «Турслет» для первых курсов
— «День здоровья»
— «День пожилого человека»
— «День учителя»
— «День независимости России»
— «День матери в России»
— «Новый год»
— «Татьянин день» — День Российских студентов
— Вечер встречи выпускников
— «День влюбленных»
— «День защитников Отечества»
— «8 Марта»
— «День открытых дверей»
— «Всё в твоих руках»
— «День смеха»
— «Международный день здоровья»
— 1 Мая
— 9 Мая «День Победы»
— «Международный день здоровья семьи»
— «В добрый путь, выпускник!».
6.2. Экологические акции
Студенты активно участвуют в городских экологических акциях «Чистый поселок», «Чистый берег» и др., в озеленении и благоустройстве территории техникума, ежегодно проводятся весенне-осенние акции, в которых принимают участие все студенческие группы.
6.3. Выпуск стенгазет.
6.4. Посещение студентами кружков, спортивных секций.
6.5. Участие студентов неоднократно в акции «Весенняя неделя добра», в сотрудничестве с общероссийским движением «Россия Молодая».
6.6. Проведение классных часов, родительских собраний.
7 . Социальная защита студентов – сирот и детей – инвалидов.
Со студентами, имеющими статус «Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», проводятся следующие виды работ при наличии документации:
- наличие нормативно-правовой документации по защите прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- материальное обеспечение – выплаты стипендий и пособий на питание и проезд; на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, одежды и обуви; выпускникам — обеспеченность единовременным денежным пособием;
- проведение медицинских осмотров и диспансеризации;
- проведение индивидуальных бесед.
- психологическое консультирование.
Студенты – инвалиды на основании заключения МСЭК – автоматически зачисляются на выплату социальной стипендии, также получают денежные средства для диетического питания.
8. Профилактическая работа
В техникуме по профилактике правонарушений, наркотической, алкогольной и иным видам зависимости регулярно проводится ряд мероприятий, в том числе приглашаются начальник ОДН и другие специалисты, которые проводят мероприятия в профилактических целях: лекции на темы: «Административные правонарушения», «Несовершеннолетние и закон», просмотр и обсуждение видеофильмов по заявленной тематике и т.д.
Для предупреждения совершения правонарушений и экстремистских проявлений в техникуме регулярно проводятся следующие мероприятия:
- Административные часы «Профилактика правонарушений и экстремистских проявлений среди молодежи» — 1 раз в месяц;
- Индивидуальная работа со студентами
- Совет Профилактики 1 раз в месяц;
- Собрания в общежитии на тему: «Профилактика правонарушений», «Профилактика экстремистских проявлений», «Административная ответственность за распитие спиртных напитков», «Правила внутреннего распорядка общежития» — каждый вторник;
- Родительские собрания на тему: «Здоровый образ жизни», «Профилактика правонарушений». – 1 раз в 2 месяца;
- Дни профилактики (беседы с врачами-специалистами: нарколог, гинеколог и др.) — 1 раз в 3 месяца.
Ежедневно в общежитии техникума для предупреждения правонарушений проводятся разъяснительные беседы.
8.1. Организация психолого-консультационной и профилактической работы
В Техникуме проводится социально-психологическая работа со студентами, их родителями и педагогическим коллективом, основными задачами которой являются:
- Социально-психологическая адаптация студентов. Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в студенческих группах. В рамках этого направления реализуется система мероприятий, направленных на адаптацию первокурсников:
- Анкетирование с целью выявления интересов студентов, их способностей, области, в которой они могут и хотят реализовывать свои способности;
- Разработка методик и технологий по адаптации студентов техникума. Научно-методическое обеспечение преподавателей техникума по проблеме социально-психологической адаптации студентов и гуманизации образовательно-воспитательного процесса в техникуме, развитие способностей студентов к самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию.
- Поддержка студентов 1 курса в период адаптации в новом учебном заведении с целью профилактики учебной дезадаптации.
Реализация данного направления осуществляется в рамках программы по адаптации первокурсников «Ты – студент!». Ежегодно в начале учебного года проходят диагностику группы первого курса.
- Проведение исследований по социально-психологическим проблемам возникающим в процессе обучения:
- Изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, родителей).
- Выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов
По заявкам классных руководителей проводится диагностика взаимодействия студентов в группе, выявления лидеров, с последующей разработкой мероприятий по сплочению коллектива и активизации социальной позиции студентов (групповые тренинги, беседы, ролевые игры).
- Психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебной и учебно-профессиональной деятельности. Оказание услуг студентам, их родителям, другим категориям населения в психолого-консультационной и психокоррекционной сферах:
- Оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
- Предупреждение возможных девиаций поведения.
- Оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности.
В рамках реализации данного направления проводятся индивидуальные и групповые консультации, психотерапевтические встречи (еженедельно по запросу).
- Повышение психолого-педагогической компетентности студентов и преподавателей:
- Обучение студентов и преподавателей активным психолого-педагогическим технологиям.
- Формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации.
- Консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
- Консультирование администрации, педагогов по проблемам индивидуального развития студентов.
Для реализации данного направления проводятся консультации, семинары — тренинги для классных руководителей, беседы и игры для студентов (ежемесячно).
- Психологическая помощь студентам, оставшимся без попечения родителей:
- Диагностика социально-психологического состояния
- Психологическая коррекция и поддержка, направленная на коррекцию трудностей в обучении, общении со студентами и педагогами.
Это направление реализуется посредством ежегодной диагностики студентов-сирот, проводится психологическая диагностика среди студентов первого курса.
По результатам анализа составляется план необходимой индивидуальной работы.
На основе диагностики составляется психологический портрет на каждого студента, с которым знакомится классный руководитель.
Для последующей работы выделяются студенты, которые нуждаются в помощи психолога: подростки с тревожными чертами характера, с возбудимым типом характера, с заостренными проявлениями обидчивости, со сниженным фоном настроения. С этими студентами психолог работает индивидуально: проводится дополнительная психодиагностика, беседы, наблюдение, работа совместно с родителями и классным руководителем.
Проводится анкетирование студентов с целью выявления масштабов употребления алкоголя, наркотиков, курения. В группах проводятся встречи, лекции со специалистами (наркологом, гинекологом и др.) по теме: «Профилактика наркозависимости» с последующим обсуждением и выработкой установки на принятие ответственности за свою жизнь.
Параллельно с психодиагностикой проводится психокоррекция.
Психологом осуществляется консультативная помощь студентам, молодым студенческим семьям, преподавателям, классным руководителям, родителям, индивидуальное и групповое консультирование студентов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми.
Действующая система психолого – педагогического сопровождения и социальной защиты студентов создают условия для полноценного образования студентов, становления и развития личности будущего специалиста.
С целью предотвращения проявлений политического и религиозного экстремизма в молодежной среде проводятся следующие мероприятия:
1. | Инструктаж по предупреждению террористических актов и экстремистских проявлений. |
2. | Фотовыставка «Мир глазами молодежи» |
3. | Классные часы «Профилактика экстремистских проявлений» |
4. | «Диагностика взаимоотношений студентов, проживающих в общежитии» (тестирование). |
5. | Собрание студентов проживающих в общежитии (профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде) |
6. | Фотовыставка, посвященная «Всемирному дню толерантности» |
7. | «День профилактики наркомании» |
8. | Выставка стенгазет «Я – гражданин России» |
9. | Семинар классных руководителей «Профилактика правонарушений» |
10. | Обучающий семинар-тренинг внутри групп техникума «Эффективное взаимодействие студентов в группе» |
8.2. Работа с родителями.
Для оптимизации воспитательного процесса регулярно проводится работа с родителями. Работа осуществляется по следующим направлениям:
- Консультирование родителей по проблемам индивидуального развития студентов.
- Консультирование родителей по проблеме общения с детьми.
Для реализации данного направления проводятся семинары, общие родительские собрания для групп нового набора «Ступени успешной учебы студента техникума», где родителей знакомят с Уставом техникума, Правилами внутреннего распорядка техникума и т.д.
Так же проводится индивидуальная работа с родителями студентов «группы риска» и неуспевающими.
Психологом осуществляется консультативная помощь родителям, индивидуальное консультирование по проблемам обучения, развития.
9. Внутренняя система оценки состояния воспитательной работы.
В техникуме работает методическое объединение классных руководителей, руководит работой зам. директора по воспитательной работе. Заседания проходят ежемесячно в течение учебного года, в виде семинаров, круглых столов по обмену опытом. В работе Совета классных руководителей принимают участие заведующие отделениями, заместитель директора по учебной работе.
10. Система поощрения студентов.
Студенты за отличные и хорошие достижения в учёбе по итогам семестра получают академическую стипендию и награждаются грамотами и сувенирами за активное участие в общественной деятельности техникума, а также за высокие показатели в рейтинге студентов.
Студенты, относящиеся к категории малоимущих граждан, получают государственную (муниципальную) социальную стипендию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27. 06. 2001 г. №487 ежемесячно и материальную помощь по мере необходимости.
Воспитательная работа в общежитии ведется непосредственно воспитателем по всем направлениям воспитательной работы, которая включает в себя:
— проведение конкурсов: «Лучшая комната», «Новогодний интерьер», и другие.
— анкетирование студентов с целью выявления их интересов, запросов, межличностных предпочтений при расселении по комнатам;
— индивидуальная работа со студентами;
— работа с родителями;
— организация работы студенческого совета общежития;
— контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Социально-психологическую помощь студентам техникума оказывают: психолог, воспитатель общежития, комендант общежития.
Контроль за состоянием воспитательной работы в техникуме осуществляется на основе ежегодного плана контроля, утверждаемого директором техникума ежегодно.
Вывод:
В целом воспитательная работа в техникуме соответствует основным положениям Концепции Федеральной целевой программы развития российского образования до 2015г. и Плана воспитательной работы на 2011 – 2015гг.
В техникуме имеется в наличии нормативно – правовое обеспечение воспитательной работы, необходимая материальная база. Созданы элементы системы воспитательной работы.
Таким образом, можно констатировать, что в техникуме успешно решается задача воспитания высоконравственной, духовноразвитой и физически здоровой личности — гражданина и патриота своей страны, способной к высококачественной профессиональной деятельности