Организация воспитательной работы в техникуме

В основе воспитательной работы лежит система, которая основана на максимальном содействии развитию социально активной, нравственной, образованной личности,  формированию профессиональных знаний, умений, навыков при становлении высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста, приобщению к общечеловеческим духовным и культурным ценностям, воспитанию эстетических вкусов,  творческого потенциала и личности студента.

Воспитательная работа в техникуме ведется по следующим направлениям: духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, правовое, семейное воспитание и воспитание здорового образа жизни, трудовое и профессиональное воспитание.

Воспитательный процесс, организуемый коллективом техникума направлен на:

– организацию многообразной и разносторонней деятельности студентов;

– исследование важнейшей социальной организации общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности;

– формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств личности;

– формирование правильного, основанного на общественных ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, науке и культуре.

На уроках студенты познают жизнь, истину, человека. Воспитание в процессе учебной деятельности ведется по всем направлениям. При этом существуют межпредметные связи, позволяющие углублять знания студентов, закреплять их навыки и умения, привычки поведения. Например, об экологии студент говорит на таких уроках как: экология, обществознание, экологические основы безопасности автотранспорта, химии, физики, мониторинг окружающей среды и др. Формирование специалиста, человека ответственного за свое дело, стремящегося творчески относиться к решению профессиональных задач начиная на первом курсе.

Духовно-нравственное воспитание прежде всего происходит на уроках гуманитарного и социально-экономического цикла (основы философии, основы права, культура речи и русский язык, социальная психология), но также и при изучении спец. дисциплин, т.к. преподаватели прививают студентам чувства: долга, ответственности за порученное дело, гордости за свою специальность.

Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении дисциплин гуманитарного цикла: литература, русский язык, история театра, при изучении истории, обществознания, иностранного языка, физики, и на всех учебных занятиях спец. дисциплин – это умение видеть прекрасное в выбранной профессии.

Воспитание законопослушного гражданина происходит при изучении прежде всего таких дисциплин, как: основы права, правовое обеспечение профессиональной деятельности.

Воспитание гражданина, патриота России – это, прежде всего, такие учебные дисциплины как: история, обществознание, литература, география.

Здоровый образ жизни и крепкая семья должны стать нормой жизни каждого человека в обществе. Этому направлению уделяется внимание в большей степени при изучении таких учебных дисциплин как: обществознание, основы экономики, экономика.

1. Документация

Воспитательная работа основывается на следующих видах документации:

– Нормативно – правовые документы:

– Конституция Российской Федерации от 25.12.1993г. (с изменениями от 30.12.2008г.);

– Закон РФ “ОБ ОБРАЗОВАНИИ” от 10.07.92 N 3266-I (ред. от 18.07.2011);

– Конвенция о правах ребенка;

– Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ  (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г.);

– Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы;

– Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» № 795 от 5 октября 2010 г.

– Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011 – 2015годы;

– Устав техникума;

– Правила внутреннего распорядка техникума;

– Правила внутреннего распорядка общежития;

– Программа воспитательной работы 2011-2015гг.

– Локальные акты:

Положение о методическом объединении классных руководителей,

Положение  о Совете студенческого самоуправления,

Положение о Совете профилактики  и т.д.

– Документация по планированию:

  • План воспитательной работы на учебный год.
  • План работы по адаптации студентов нового набора.
  • План работы методического объединения  классных руководителей.
  • План  воспитательной работы в группе классного руководителя.
  • План воспитательной работы в общежитии.
  • План работы Психолога.

– Документация по организации студенческого самоуправления.

  • План работы студенческого самоуправления.
  • План работы студенческого совета общежития.

– Документация по социальной защите студентов-сирот и студентов-инвалидов.

– Документация по пропаганде здорового образа жизни.

– Документация по работе профилактики правонарушений.

– Методические разработки внеклассных мероприятий.

– Журнал классного руководителя.

– Работа с родителями.

2. Административная структура

Документы, регламентирующие воспитательную работу в техникуме, утверждаются директором. Для оптимизации работы по направлению воспитательной деятельности в техникуме существует административная структура:

– зам. директора по воспитательной работе;

–  классные руководители;

– воспитатель общежития;

– руководитель физического воспитания;

– психолог;

-социальный педагог

-педагог организатор

Должностные инструкции зам. директора по воспитательной работе и всех руководителей направлений в воспитательной деятельности регламентированы соответствующими документами.

3. Совет студенческого самоуправления

– В техникуме активно работает Совет  студенческого самоуправления, который собирается один раз в месяц, а также по мере необходимости, и обсуждает актуальные проблемы, определяет круг первоочередных дел. Комиссия Совета студенческого самоуправления техникума:

– Старостат (работа студентов, ответственных за успеваемость,  посещаемость);

– Спортивно-оздоровительная комиссия (работа физоргов группы);

– Креативная комиссия (работа студентов культмассового сектора и редколлегии группы);

– Комиссия по информационной работе (работа специальных корреспондентов группы).

4. Материально-техническая база для внеучебной работы.

Для эффективного использования материально-технической базы в свободное от учёбы время со студентами используется:

– актовый зал в техникуме;

– спортивный зал;

– спортивно-тренажёрный зал.

5. Отчетность воспитательного процесса.

Воспитательный процесс подробно отражается в годовом отчёте зам. директора по воспитательной работе, и в годовых отчётах классных руководителей.

Годовой отчёт зам. директора по воспитательной работе и классного руководителя состоит из следующих разделов:

– Организационные беседы, собрания, мероприятия (указывается наименование мероприятия, место проведения, группа, дата проведения, ответственные).

– Ежедневная работа:

  • индивидуальные беседы со студентами,
  • индивидуальная работа с родителями (телефонные звонки, вызов в техникум);
  • информация о дежурстве студентов в течение года и т.п.;
  • посещение общежития.

– Перспективная работа на следующий месяц.

– Количественный итог различных мероприятий.

– Рейтинг  студентов по учебно – воспитательной деятельности (учитывается успеваемость, посещаемость, нарушения Устава, участие в общественной жизни техникума).

6. Участие в мероприятиях.

Студенты техникума принимают  активное  участие в мероприятиях различного уровня:

– Всероссийские мероприятия;

– Городские мероприятия;

– Международные мероприятия;

– Областные мероприятия;

– Региональные мероприятия;

– Посещение музеев, концертов,  выставок, дискотек;

– Экологические акции;

– Мероприятия техникума;

– Спортивные мероприятия;

–  Выпуск стенгазет;

– Проведение классных часов, родительских собраний.

6.1. Мероприятия техникума.

– «День знаний»

– «Посвящение в специальность»

– Игра «Старт» для первых курсов

– «Турслет» для первых курсов

– «День здоровья»

– «День пожилого человека»

– «День учителя»

– «День независимости России»

– «День матери в России»

– «Новый год»

– «Татьянин день» – День Российских студентов

– Вечер встречи выпускников

– «День влюбленных»

– «День защитников Отечества»

– «8 Марта»

– «День открытых дверей»

– «Всё в твоих руках»

– «День смеха»

– «Международный день здоровья»

– 1 Мая

– 9 Мая «День Победы»

– «Международный день здоровья семьи»

– «В добрый путь, выпускник!».

6.2. Экологические акции

Студенты активно участвуют в городских экологических акциях «Чистый поселок», «Чистый берег» и др., в озеленении и благоустройстве территории техникума, ежегодно проводятся весенне-осенние акции, в которых принимают участие все студенческие группы.

6.3. Выпуск стенгазет.

6.4. Посещение студентами кружков, спортивных секций.

6.5. Участие студентов неоднократно  в  акции «Весенняя неделя добра», в сотрудничестве с общероссийским движением «Россия Молодая».

6.6. Проведение классных часов, родительских собраний.

7 . Социальная защита студентов – сирот и детей – инвалидов.

Со студентами, имеющими статус «Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», проводятся следующие виды работ при наличии документации:

  • наличие нормативно-правовой документации по защите прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • материальное обеспечение – выплаты стипендий и пособий на питание и проезд; на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, одежды и обуви; выпускникам – обеспеченность единовременным денежным пособием;
  • проведение медицинских осмотров и диспансеризации;
  • проведение индивидуальных бесед.
  • психологическое консультирование.

Студенты – инвалиды на основании заключения МСЭК – автоматически зачисляются на выплату социальной стипендии, также получают денежные средства  для диетического питания.

8. Профилактическая работа

В  техникуме по профилактике правонарушений, наркотической, алкогольной и иным видам зависимости регулярно проводится ряд мероприятий, в том числе приглашаются начальник ОДН и другие  специалисты, которые проводят мероприятия в профилактических целях:  лекции на темы: «Административные правонарушения», «Несовершеннолетние и закон», просмотр и обсуждение видеофильмов по заявленной тематике и т.д.

Для предупреждения совершения правонарушений и экстремистских проявлений  в техникуме регулярно проводятся следующие мероприятия:

  1. Административные часы «Профилактика правонарушений и экстремистских проявлений среди молодежи» – 1 раз в месяц;
  2. Индивидуальная работа со студентами
  3. Совет Профилактики 1 раз в месяц;
  4. Собрания в общежитии на тему: «Профилактика правонарушений», «Профилактика экстремистских проявлений», «Административная ответственность за распитие спиртных напитков», «Правила внутреннего распорядка общежития» – каждый вторник;
  5. Родительские собрания на тему: «Здоровый образ жизни», «Профилактика правонарушений». – 1 раз в 2 месяца;
  6. Дни профилактики (беседы с врачами-специалистами: нарколог, гинеколог и др.) – 1 раз в 3 месяца.

Ежедневно в общежитии техникума для предупреждения правонарушений проводятся разъяснительные беседы.

8.1.         Организация психолого-консультационной  и профилактической работы

В Техникуме проводится социально-психологическая работа со студентами, их родителями и педагогическим коллективом, основными задачами которой являются:

  • Социально-психологическая адаптация студентов. Содействие  созданию  благоприятного социально-психологического климата в студенческих группах. В рамках этого направления реализуется система мероприятий, направленных на адаптацию первокурсников:
  1. Анкетирование  с целью выявления интересов студентов, их способностей, области, в которой они могут и хотят реализовывать свои способности;
  2. Разработка методик и технологий по адаптации студентов техникума. Научно-методическое обеспечение преподавателей техникума по проблеме социально-психологической адаптации студентов и гуманизации образовательно-воспитательного процесса в техникуме, развитие способностей студентов к самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию.
    1. Поддержка студентов 1 курса в период адаптации в новом учебном заведении с целью профилактики учебной дезадаптации.

Реализация данного направления осуществляется в рамках программы по адаптации первокурсников «Ты – студент!». Ежегодно в начале учебного года проходят диагностику группы первого курса.

  • Проведение  исследований по социально-психологическим проблемам возникающим в процессе обучения:
  1. Изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, родителей).
  2. Выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов

По заявкам классных руководителей проводится диагностика взаимодействия студентов в группе, выявления лидеров, с последующей разработкой мероприятий по сплочению коллектива и активизации социальной позиции студентов (групповые тренинги, беседы, ролевые игры).

  • Психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебной и учебно-профессиональной деятельности. Оказание услуг студентам, их родителям, другим категориям населения в психолого-консультационной и психокоррекционной сферах:
  1. Оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
  2. Предупреждение возможных девиаций поведения.
  3. Оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности.

В рамках реализации данного направления проводятся индивидуальные и групповые консультации, психотерапевтические встречи (еженедельно по запросу).

  • Повышение психолого-педагогической компетентности студентов и преподавателей:
  1. Обучение студентов и преподавателей активным психолого-педагогическим технологиям.
  2. Формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию,   самореализации.
  3. Консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
  4. Консультирование администрации, педагогов по проблемам индивидуального развития студентов.

Для реализации данного направления проводятся консультации, семинары – тренинги для классных руководителей, беседы и игры для студентов (ежемесячно).

  • Психологическая помощь студентам, оставшимся без попечения родителей:
  1. Диагностика социально-психологического состояния
  2. Психологическая коррекция и поддержка, направленная на коррекцию трудностей в обучении, общении  со студентами и педагогами.

Это направление реализуется посредством ежегодной диагностики студентов-сирот, проводится психологическая диагностика среди студентов первого курса.

По результатам анализа составляется план необходимой индивидуальной работы.

На основе диагностики составляется психологический портрет на каждого студента, с которым знакомится классный руководитель.

Для последующей работы выделяются студенты, которые нуждаются в помощи психолога: подростки с тревожными чертами характера, с возбудимым типом характера, с заостренными проявлениями обидчивости, со сниженным фоном настроения. С этими студентами психолог работает индивидуально: проводится дополнительная психодиагностика, беседы, наблюдение, работа совместно с родителями и классным руководителем.

Проводится анкетирование студентов с целью выявления масштабов употребления алкоголя, наркотиков, курения. В группах проводятся встречи, лекции со специалистами (наркологом, гинекологом и др.)  по теме: «Профилактика наркозависимости» с последующим обсуждением и выработкой установки на принятие ответственности за свою жизнь.

Параллельно с психодиагностикой проводится психокоррекция.

Психологом осуществляется консультативная помощь студентам, молодым студенческим семьям, преподавателям, классным руководителям, родителям, индивидуальное и групповое консультирование студентов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми.

Действующая система психолого – педагогического сопровождения и социальной защиты студентов создают условия для полноценного образования студентов, становления и развития личности будущего специалиста.

С целью предотвращения проявлений политического и религиозного экстремизма в молодежной среде проводятся следующие мероприятия:

1. Инструктаж по предупреждению террористических актов и экстремистских проявлений.
2. Фотовыставка «Мир глазами молодежи»
3. Классные часы «Профилактика экстремистских проявлений»
4. «Диагностика взаимоотношений студентов, проживающих в общежитии» (тестирование).
5. Собрание студентов проживающих в общежитии (профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде)
6. Фотовыставка, посвященная «Всемирному дню толерантности»
7. «День профилактики наркомании»
8. Выставка стенгазет «Я – гражданин России»
9. Семинар классных руководителей «Профилактика правонарушений»
10. Обучающий семинар-тренинг внутри групп техникума «Эффективное взаимодействие студентов в группе»

8.2.         Работа с родителями.

Для оптимизации воспитательного процесса регулярно  проводится работа с родителями. Работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Консультирование родителей по проблемам индивидуального развития студентов.
  2. Консультирование родителей по проблеме общения с детьми.

Для реализации данного направления проводятся семинары, общие родительские собрания для групп нового набора «Ступени успешной учебы студента техникума», где родителей знакомят с Уставом техникума, Правилами внутреннего распорядка техникума и т.д.

Так же проводится индивидуальная работа с родителями студентов «группы риска» и неуспевающими.

Психологом осуществляется консультативная помощь родителям, индивидуальное консультирование по проблемам обучения, развития.

9. Внутренняя система оценки состояния воспитательной работы.

В техникуме работает методическое объединение  классных руководителей, руководит работой зам. директора по воспитательной работе.  Заседания  проходят ежемесячно в  течение учебного года, в виде семинаров, круглых столов по обмену опытом. В работе Совета классных руководителей     принимают участие  заведующие отделениями, заместитель директора по учебной работе.

10. Система поощрения студентов.

Студенты за отличные и хорошие достижения в учёбе по итогам семестра  получают академическую стипендию и награждаются грамотами и сувенирами за активное участие в общественной деятельности техникума, а также за высокие показатели в рейтинге студентов.

Студенты, относящиеся к категории малоимущих граждан,  получают государственную (муниципальную) социальную стипендию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27. 06. 2001 г. №487 ежемесячно и материальную помощь по мере необходимости.

Воспитательная работа в общежитии ведется непосредственно воспитателем по всем направлениям воспитательной работы, которая включает в себя:

– проведение конкурсов: «Лучшая комната», «Новогодний интерьер», и другие.

– анкетирование студентов с целью выявления их интересов, запросов, межличностных предпочтений при расселении по комнатам;

– индивидуальная работа со студентами;

– работа с родителями;

– организация работы студенческого совета общежития;

– контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Социально-психологическую помощь студентам техникума оказывают: психолог, воспитатель общежития, комендант общежития.

Контроль за состоянием воспитательной работы в техникуме осуществляется на основе ежегодного плана контроля, утверждаемого директором техникума ежегодно.

Вывод:

В целом воспитательная работа в техникуме соответствует основным положениям Концепции Федеральной целевой программы развития российского образования  до 2015г. и Плана воспитательной работы на 2011 – 2015гг.

В техникуме имеется в наличии нормативно – правовое обеспечение воспитательной работы, необходимая материальная база. Созданы элементы системы воспитательной работы.

Таким образом, можно констатировать, что в техникуме успешно решается задача воспитания высоконравственной, духовноразвитой и физически здоровой  личности – гражданина и патриота своей страны, способной к высококачественной профессиональной  деятельности

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *