Конфликтологическая компетентность работников образовательных организаций
Для чего необходима профессиональная, в том числе и конфликтологическая компетентность педагогу? Для того, чтобы быть успешным, для того, чтобы быть здоровым как психически, так и физически. Но для этого необходимо понимать, как сохранить здоровье, как быть успешным и какие средства необходимо использовать для решения проблемных, а часто конфликтных ситуаций.
Педагогические работники – это особые люди, которые с раннего возраста большую часть своего времени проводят в образовательной организации.
Ученик также почти целый день проводит вместе с этим педагогом, который в его глазах занимает место родителей: его надо слушаться, от него может последовать наказание или награда. Возникает риск попасть в эмоциональную зависимость. Чтобы защититься, учащийся устанавливает дистанцию, ища в педагоге недостатки или то, что можно высмеять. Еще одно объяснение стремления «доводить» педагога – это дефицит человеческого в отношениях: ученик не понимают, он растерян. Нападая на педагога, он провоцирует его персональную реакцию, хочет почувствовать в нем личность, а взрослеющим детям необходима в качестве опоры личность более зрелого человека. Твердость педагога (как форма личностного ответа: без агрессии, но с уважением), его искренность и его личность проявляются именно в эти минуты и служат ученику подпиткой и образцом.
В своей ежедневной работе педагог остается один на один со всем, что его тревожит. Ему необходимы знания для разрешения конфликтных ситуаций, для поддержки учащегося в трудный возрастной период и в сложной жизненной ситуации, с которыми сталкивается учащийся в процессе обучения.
Таким образом, речь идет о профессиональной компетентности педагога в решении вопросов дисциплины и мотивации, а также о развитии организационной культуры педагогических коллективов.
Для педагога владение конфликтологической компетентностью играет решающую роль.
Конфликтологическая компетентность может быть рассмотрена на двух уровнях:
Гностический компонент включает знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения, общения и деятельности оппонентов, их психических состояниях, применяемых приемах конфликтного противоборства, психологических характеристик конфликтных личностей.
Регулятивный или конструктивный компонент предполагает умение воздействовать на оппонентов, влиять на их оценки, суждения, мотивы противоборства, разрешать конфликт на справедливой и конструктивной основе, в том числе выступая в качестве «третейского судьи», умение формировать общественное мнение по отношению к оппонентам, организовывать работу в постконфликтной ситуации.
Проектировочный компонент содержит умения на основе имеющихся знаний предвосхищать поведение и деятельность оппонентов в конфликте, оценивать его влияние на психологический климат в коллективе и т.п.
Рефлексивно-статусный предполагает наличие развитой рефлексивной организации деятельности и отношений, рефлексию собственного поведения и общения, отражение иерархических отношений.
Нормативный предполагает знание корпоративных этических норм поведения и отношений, следование им.
Таким образом, для формирования конфликтологической компетентности преподавателя техникума в области управления педагогическим конфликтом необходимо обладать знаниями об учащемся, о различных его социально-психологических, статусных, возрастных и других особенностях.
Рекомендации от психолога: для формирования основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов педагогам-кураторам проводить классные часы, беседы- дискуссии со студентами в группах по темам:
- «Конфликты в нашей жизни»;
- «Учимся разрешать конфликты»;
- «Стили разрешения конфликтов»;
- «Самоконтроль в общении»;
- «Управление конфликтом»;
- «Самооценка и внутриличностный конфликт»;
- «Ролевые и внутриличностные конфликты».
Рекомендации педагогу по решению конфликтных ситуаций.
Что нельзя делать преподавателю в конфликтной ситуации:
А) отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство, не затрагивать качества личности ребенка, а давать оценку только действиям (но не общую оценку по конкретному поводу) ;
Б) обращать внимание на национальные особенности детей (без комментариев);
В) оскорблять детей;
Г) «прилюдно обсуждать родителей ребенка;
Д) сравнивать детей (у каждого есть положительные и отрицательные качества);
Е). унижать достоинство ребенка (это не укрепляет авторитет взрослого).
Что необходимо делать преподавателю:
• контролируя свои эмоции, постараться быть объективным, попросить учащегося обосновать свои претензии, предоставить ему возможность “выпустить пар”;
• постараться взглянуть на проблему глазами ученика; не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания», например: не “вы меня обманываете”, а “я чувствую себя обманутым;
- соблюдать вежливость и тактичность (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не смогут их исправить);
• избегать соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также упрёков и критики (это вызовет ответную обиду и агрессию);
• если конфликт состоялся при группе, то взять “тайм-аут” и продолжить разговор после занятия при меньшем количестве слушателей или без них (после небольшой паузы, спадет накал страстей, а лишившись поддержка в лице одноклассников, ученик не будет “работать на лику”);
• не бояться принести свои извинения, если чувствуешь вину (к извинению способны только уверенные в себе педагоги);
• умело использовать юмор и смекалку (это спасает в любой ситуации);
• независимо от результатов разрешения конфликта необходимо постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление).
Алгоритм действий преподавателя в конфликтной ситуации.
Когда мотивы конфликта неизвестны или руководитель в них сомневается, важно выдержать алгоритм действий.
1 .Выслушать всех участников конфликта или представителей группы.
2. Ни одному участнику конфликта не давать оценки, не поддакивать, не записывать.
3. Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника: не доверяйте никому на слово, не доверяйте эмоциям и проявлениям чувств.
4. Вести разговор только о сущности конфликта.
5. Постараться выявить суть, мотивы конфликта. Возможно, инсценировать конфликт
в группе.
Методы эмоциональной саморегуляции.
Саморегуляция – воздействие личности на саму себя с целью приведения в нормальное состояние.
Известны разнообразные методы саморегуляции:
1. Метод “отреагирования”. Применяется, например, в тех случаях, когда взволнованный педагог буквально “не находит себе места”, стремится “излить душу” в разговоре даже с посторонним человеком.
Чтобы не носить в себе груз невыраженных эмоций, можно найти подходящее время и место для разрядки вне ситуации, которая вызвала их. Например, высказавшись в кругу своих друзей, в спортивных играх, во время пробежки, устроив истерику наедине, ломая карандаши, разрывая на клочки старые журналы, колотя матрац кулаками и т. п.
2. Метод расслабления (релаксации). Применяется для снятия напряженных, стрессовых состояний и реализуется посредством:
- изометрических упражнений, основанных на чередовании напряжения и расслабления отдельных групп мышц в равномерном ритме;
- аутогенной тренировки, основанной на определенной зависимости между состоянием мышечной и сосудистой систем, с одной стороны, и психической – с другой; вызывая, например, чувства тяжести и тепла в теле, можно достичь состояния психического покоя;
- медитации (от лат. meditatio – размышление) – интенсивного, проникающего вглубь размышления, мысленного погружения в предмет, идею и т. д;
- имаготерапии – мысленного воспроизведения положительных образов с целью вытеснения неблагоприятных переживаний (образов людей для подражания, приятных моментов из прошлой жизни, своего благополучного будущего и т. д.);
- зоотерапии – размещения, например, в учебных комнатах аквариумов с декоративными рыбками, созерцание которых помогает избавиться от стрессов, снижает артериальное давление;
- юмора, который превращает потенциально-отрицательную энергию в ее противоположность, в источник положительных эмоций.
3. Метод подкрепления. Так положительное воздействие на самочувствие оказывает чашка чая. В зависимости от способа его приготовления он может стимулировать организм (побольше заварки и почти не дать настояться) или же успокаивать (поменьше заварки и дать хорошенько настояться). Чай хорошо утоляет жажду, мягко тонизирует психику. Если же еще и красиво обставить церемонию чаепития, то положительный эффект от него будет несомненным.
Кроме этого если есть такая возможность, неплохо бы выйти из помещения на свежий воздух, немного пройтись, подышать кислородом, что позволит снова обрести бодрость тела и духа.
4. Метод внешних изменений. Сюда относятся такие варианты поведения людей, как тяга к перемене мест, изменения привычных маршрутов на работу, домой или куда-то еще, перестановки мебели в квартире, в кабинете, изменение имиджа (прически, стиля одежды, цветовой гаммы, макияжа) и т. п.
5. Метод “сравнительной терапии”. Он основан на изменении сравнительного фона, на котором человек осознает и переживает свои неудачи. « Для того что бы ощущать в себе счастье без перерыва, – писал А. Чехов в шуточном рассказе “Жизнь прекрасна! – даже в минуты скорби и печали нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию того, что “могло быть и хуже”».
6. Метод предвосхищения. Он заключается в предварительном проигрывании” в уме возможной неудачи и ее последствий. Превентивное осмысление возможной неудачи позволяет избежать возникновения стрессового состояния.
7. Метод эмоционального сдерживания (улыбка). Его можно сформулировать так: делать вид, что все хорошо, и действительно станет лучше. Ничто так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие, оно может стать щитом для учителя, которым он ограждает себя от отрицательного эмоционального воздействия со стороны ребенка, и инструментом воздействия на него.
Используя методы саморегуляции, педагог получает возможность спокойно и рационально проанализировать ситуацию.
Профилактический метод образования конфликта
До конфликта лучше не доводить, а разрядить напряжённую ситуацию. Вот несколько простейших примеров.
1. Подавление собеседника выдержкой и спокойствием. Если в разговоре с вами ученик начинает нервничать и повышать голос, то отвечайте на бурные атаки собеседника ровным, спокойным, уверенным, а главное, доброжелательным тоном (иногда с легкой иронией) .
2. Насилие над собственным мнением. Заставьте себя в ученике, которого вы недолюбливаете, ” найти положительные качества. После этого обращайтесь с ним так, чтобы он не сомневался, что вы предполагали в нем эти качества, высоко их оценивайте. Если вы будете это делать постоянно, то вскоре убедитесь, что ваш ученик действительно обладает этими качествами, поскольку каждый человек страстно желает быть ценимым.
З. Неожиданное решение. Как относится педагог к недобросовестному, неисполнительному, отстающему ученику? Конечно, с неприязнью и недоверием. Откажитесь от этого! И когда ученик смирился со своим положением и не ждет от вас доброго слова и доверия, окажите ему предпочтение, дайте ему ответственное поручение. Делайте это гласно; высказывая уверенность, что он его выполнит.
Авансированная похвала. Давая кому-нибудь задание и не будучи уверенным в его своевременном и качественном выполнении, похвалите его, сказав, что никому другому не можете поручить столь ответственное дело. Вы убедитесь, что ваша похвала в аванс оправдала себя: ученик будет старателен.
Итак, для овладения конфликтологической компетентностью педагогу требуется осознанное изучение человека и условий его развития, позволяющее в конкретных взаимоотношениях в полной мере реализовать опыт гуманистического взаимодействия с людьми.
Предупреждение конфликтов требует от педагога напряжения собственных творческих сил, заставляет его становиться более наблюдательным, сообразительным, находчивым и ответственным. Это путь к личному творчеству и возможность помочь тому, кто находится рядом.