Любая деятельность неизбежно связана с наличием различных интересов и возникновением конфликтов. Наиболее часто они возникают в сфере межличностных отношений. В педагогической среде сама специфика деятельности предполагает разницу интересов учащихся, преподавателей, администрации, родителей. Дефицит практических умений в области конфликтологии создает сложности в реализации задач профессиональной деятельности педагога. Понятие конфликт широко используется в обыденной жизни, а также в педагогической практике. Слово «конфликт» происходит от латинского “confictus” – столкновение.
Способы и приёмы, способствующие эффективному общению.
Существуют способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.
Приведу наиболее существенные из них:
• концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
• уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.
• сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.
• в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.
• добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли, соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.
• поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.
• используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.
В таблице приведены значения некоторых жестов и поз, которые могут помочь понять поведение и состояние партнера.
№ п/п | Жесты, позы | Состояние собеседника | |
1 | Раскрытые руки ладонями вверх | Искренность, открытость | |
2 | Расстегнут пиджак (или снимается) | Открытость, дружеское расположение | |
3 | Руки спрятаны (за спину, в карманы) | Чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации | |
4 |
Руки скрещены на груди. Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) |
Защита, оборона | |
7 | Кисти рук расслаблены | Спокойствие | |
8 | Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку | Заинтересованность | |
7 | Голова слегка наклонена набок | Внимательное слушание | |
8 | Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта | Критическая оценка | |
9 |
Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) Ладонь захватывает подбородок. Человек расхаживает по комнате. |
Обдумывание решения | |
11 | Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла | Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению | |
12 | Пощипывание переносицы | Напряженное сопротивление | |
13 | Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания. Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем) | Обман | |
14 | Человек прикрывает рот рукой во время слушания. Слушающие слегка касаются века, носа или уха | Сомнение, недоверие к говорящему | |
15 | Человек старается на вас не смотреть. Зрачки сузились | Скрытность, утаивание своей позиции | |
16 | Взгляд в сторону от вас | Подозрение, сомнение | |
17 | При рукопожатии человек держит свою руку сверху. Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи | Превосходство, уверенность | |
18 | При рукопожатии человек держит свою руку снизу | Подчинение | |
19 | Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе | Разговор окончен | |
20 | Ноги или все тело человека обращены к выходу | Желание уйти | |
21 | Говорящий жестикулирует сжатым кулаком | Демонстрация власти, угроза | |
22 | Пиджак застегнут на все пуговицы | Официальность, подчеркивание дистанции | |
23 | Человек сидит верхом на стуле | Агрессивное состояние | |
24 | Зрачки расширены | Заинтересованность или возбуждение | |
Рациональное поведение в конфликте
Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте. Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора — плохой «союзник» и, как правило, приводит к обострению ситуации. Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко изложить свои мысли. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.
Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.
Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт.
Один из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-либо.
Второй способ — избавление от гнева с помощью «заземления». В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.
Третий способ избавления от гнева, предлагаемый Д. Скотт, — это его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий.)
С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.
И еще один способ избавления от гнева состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя. Овладение названными технологиями достигается специальными занятиями и тренировками.
Остановимся на некоторых приемах управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов:
-спокойная реакция на эмоциональные действия партнера — первое правило самоконтроля эмоций.
-рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения — второе правило самоконтроля эмоций.
-поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения — третье правило самоконтроля эмоций.
Манипуляции в педагогической практике и способы противостояния им
манипуляция – это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.
Поскольку в педагогической практике довольно часто встречаются случаи манипулирования со стороны детей, родителей и самих педагогов, желательно уметь распознавать этот деструктивный способ влияния и противостоять ему.
Среди признаков манипуляций можно назвать такие, как:
-психологическое воздействие;
-отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
-стремление получить односторонний выигрыш;
-скрытый характер воздействия;
-использование силы, игра на слабостях.
Для манипулятора несущественно, какой человек перед ним: добрый или злой.
Для него важно, как можно использовать эти качества в своих интересах.
Выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:
В таблице приведены типы манипуляций, цели их использования, анализ способа манипулирования, а также техники контр-влияния.
№ п/п |
Тип манипуляции |
Цель манипуляции |
Анализ ситуации | Техники контр-влияния |
1. | Провоцирование ваших защитных реакций | Ослабить вашу решимость | Вас ставят в позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины | Не оправдываться. Смена рамки * (ведите себя так, как если бы манипулятор вместе с вами пытался найти решение проблемы. Например, попросите совета у него, задайте проблемно-ориентировочный вопрос и др.) |
2. | Провоцирование вашего замешательства, дезориентации | Вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести вред вашим интересам | С помощью оскорблений и унижений партнер стремится зажать вас в угол. Задаются провокационные вопросы | Хладнокровие, использование юмора. Самоконтроль: “Нет хладнокровия – нет преимущества” |
3. | Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество | Получить первоосновные преимущества в замен на хорошие отношения | Ваш партнер демонстрирует высокий уровень понимания ваших проблем, но выражает сожаление, что не может вам помочь. Он ничего конкретного не обещает, но за свое хорошее отношение к вам просит что-то взамен | Хорошие отношения не продаются и не покупаются. Можно ответить хорошим отношением |
4. | Игра на вашей нетерпимости -“висящая морковка” | Получить дополнительные уступки | Оппонент демонстрирует готовность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас дополнительных уступок | Твердо отстаивайте свои интересы |
5. | Игра на вашем чувстве безысходности |
Заключить сделку, не учитывая интересы партнера | Доказать человеку, что Вы находитесь в безвыходной ситуации | Убедитесь, так ли это. Рассмотрите доводы, проверьте законность |
6. | Игра на чувстве жадности | Втянуть собеседника в рискованную игру | Убеждает в использовании открывшейся необыкновенной возможности, которая сулит большие выгоды в будущем, стоит только рискнуть | Твердо оставаться на почве реальности, не дать “жадности затмить глаза” |
7. | Использование запланированных “трудных уступок” | Побудить партнера сделать ответную уступку | Оппонент с большим видимым трудом делает уступку по незначительному вопросу, требуя ответной уступки в более глобальных масштабах | Убедитесь, что обмен будет эквивалентным |
8. | Намеренное затягивание времени обсуждения | Получить уступки в одностороннем порядке |
Партнер демонстрирует готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения | Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному диалогу |
9. | Провоцирование вашего интереса к партнеру | Произвести хорошее впечатление, чтобы партнер сам захотел развивать отношения | Партнер широко рекламирует себя, свои возможности и при этом требует уступок | Получить информацию из других источников |
10 | “Убаюкивание”, чтобы “убить” позднее | Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру | Собеседник оказывает небольшую услугу, затем просит несоизмеримую плату | Отказаться от предложения |
Психологи отмечают, что в педагогической практике чаще всего они встречаются с такими типами манипуляций, как:
“Убаюкивание“, чтобы “убить” позднее: некоторые родители приносят подарки и говорят комплименты, но кто-то из них делает это искренне, а кто-то после этого обращается с некорректными предложениями и просьбами, в которых педагогу бывает трудно отказать.
“Провоцирование ваших защитных реакций“: иногда родители рассказывают преподавателям о том, насколько в других образовательных учреждениях лучше учат и воспитывают детей. При этом они не предлагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя педагога постоянно оправдываться. Это снижает авторитет педагога, а родителям дает возможность ставить свои условия и предъявлять свои требования. При этом родители-манипуляторы не переводят ребенка в другую группу, их цель – диктовать свои условия.
Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д.
Выделяют следующие типы манипуляторов:
Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.
Тряпка, слабак. Как правило, это “жертва” диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.
Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.
Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за него выполняли всю работу, потому что он беспомощен, либо слишком занят.
Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.
Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.
Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.
Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.
Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.
В российской системе образования, как правило, наиболее часто встречающиеся типы манипуляторов – это “диктатор”, “тряпка”, “прилипала”, “судья” и др. Для того чтобы не попадаться на удочку манипуляторам, желательно знать их характерные черты и основные типы манипуляций.
Приёмы управления конфликтами в образовательной организации:
- Стремление установить и поддерживать контакт, получение обратной связи.
- Уважительное отношение, доброжелательность, терпимость.
- Уменьшение социальной дистанции за счет реализации личностной формы взаимодействия, опирающееся на конкретизацию и прояснение ситуации, на просьбу, понимание, содержательное оценивание, ценностную открытость и предоставление альтернатив.
- Информирование о своих эмоциях – непосредственной реакции, чувствах – о стойких переживаниях, настроении – длительном эмоциональном переживании.
- Обращение к фактам, проверка реальности.
- Обращение за советом, обещание помощи.
- Смена модальности «долженствование» – на «возможного», то есть мы предъявляем не требование, а говорим о возможности, например, «ты должен решить эту задачу» – «ты можешь решить эту задачу».
Итак, конфликты и пути их разрешения в образовательном учреждении нуждаются в понимании определении причин, особенностей конфликтов и знания приемов профилактики и управления ими. Это будет способствовать формированию культуры педагогической деятельности и бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса.